Что такое антифриз и тосол, чем они отличаются и что лучше — эти вопросы неоднократно обсуждались в интернете. И не смотря на это, интерес к теме не угасает. Следует отметить, что разделение на тосолы и антифризы существует только на территории бывшего СССР.
Антифриз - охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, которая замерзает при низкой температуре. Главная задача антифриза - это охлаждение деталей двигателя автомобиля. Основа любого антифриза - раствор этиленгликоля и воды, а отличаются они составом специальных присадок и добавок.
ТОСОЛ - это торговая марка охлаждающей жидкости, которую разработали для автомобилей ВАЗ (1971 г.). Т.е. ТОСОЛ — это исторически сложившееся в СССР название антифриза. Отличие между Тосолом и антифризом только в применяемых присадках и рецептурах. Поэтому охлаждающую жидкость все-таки правильно называть антифризом, а не торговой маркой - ТОСОЛом.
Первые антифризы были обычной водой, в которой растворяли разные вещества (соль, глицерин, спирт, сахар). Антифриз в современном его понимании появился тогда, когда воду стали смешивать с этиленгликолем. Антикоррозионные присадки начали добавлять в антифриз уже позже, где-то в конце 40-х годов ХХ столетия.
Между собой охлаждающие жидкости разных брендов отличаются технологией производства присадок-ингибиторов:
- традиционная – присадки на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов);
- карбоксилатная – присадки на основе солей органических кислот (карбонатов);
- гибридная – разновидность карбоксилатной технологии, в которой присадки включают как соли карбоновых кислот, так и небольшое количество добавок силикатов и/или фосфатов.
На отечественном рынке в основном представлены охлаждающие жидкости - тосолы, произведенные по традиционной технологии, и антифризы, полученные по карбоксилатной технологии.
Охлаждающие жидкости, выпускаемые сегодня в Украине, по составу отличаются от тосола 1971 г.
Однако, принципиальных отличий, к сожалению, нет, это по-прежнему традиционная технология и рецептура.
Отечественные производители для защиты алюминиевых сплавов от коррозии используют силикат, который хотя и достаточно эффективен, но в высокотемпературных двигателях современных автомобилей работает не очень хорошо. Основной проблемой становится образование геля, который может закупорить радиатор. Ее сложно решить даже при применении стабилизаторов силиката, хотя отечественные производители их практически не используют при производстве охлаждающих жидкостей.
В традиционной рецептуре как присадки чаще всего используют нитрит, который очень быстро расходуется - это его главный недостаток. А повысить концентрацию нитрита в тосоле нельзя, т.к. это приведет к коррозии алюминиевых сплавов и припоя.
В Западной Европе и Северной Америке нашли выход из этой ситуации. Там продаются дополнительные пакеты присадок, которые быстро расходуются, и тестовые наборы для контроля концентрации присадок в охлаждающей жидкости.
В преддверии зимних холодов нужно особое внимание уделить охлаждающей жидкости в вашем автомобиле. Важно помнить, что качество антифриза зачастую зависит от его цены. Известные производители должным образом упаковывают свою продукцию: на канистре есть информация о производителе, данные о качестве охлаждающей жидкости, ее соответствии определенным стандартам, штрих-код. несколько степеней защиты, дата изготовления, срок хранения и т.д. Канистра должна быть герметично закрытой. Качественная охлаждающая жидкость не пахнет нефтепродуктами и сильно не пенится. Замена охлаждающей жидкости должна проводиться своевременно.
Сэкономив на охлаждающей жидкости, вы потратите на много больше средств на ремонт двигателя.