Типы классификаций для спецтехники
Как правило, основные категории по классификации разделяются на две группы API и ACEA. Первая классификация API (American Petrolium Institute), в данную категорию входят все дизельные двигателя. По сравнению с европейской классификацией, у американской нет такого понятия как легковой дизельный двигатель. У них легковой мотор считается у тяжелых пикапах объемом 7 литров, в то время как у нас это уже грузовой автомобиль со средней грузоподъемностью. Условным обозначением масла для дизельных двигателей выступают две буквы: первая «C» указывает, что этот для дизеля и вторая свойство моторного масла.
ACEA (European Automobile Manufacturers' Association) ассоциация европейских автопроизводителей. По сравнению с американским API, европейская классификация более детальна. К тяжелой технике относятся четыре категории E4, E6, E7, E9, среди которых E6 и E9 относятся к спецтехнике оснащенными системами доочистки выхлопных газов DPF или CRT.
E4 – предназначен для высоконагруженных дизельных двигателей соответствующим эко нормам EURO I, II, III, IV, V. Подходит для эксплуатации техники при самых сложных условиях и при длительном сроке смены моторного масла. Данная категория масел для дизелей без сажевого фильтра и некоторых двигателей с системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) и избирательной каталитическая нейтрализацией (SCR NOx).
E6 – категория предназначена для высоконагруженных дизельных двигателей оснащенных сажевым фильтром (DPF). В основном применяется для тяжелой спецтехники.
E7 – масло с допуском E7 позволяет защитить детали двигателя при износа и отложения на них сажи. Также смазка устойчива к преждевременному старению, так как детали из тяжелых сплавов способствуют его быстрому старению. Применятся в дизелях без сажевого фильтра и некоторых двигателей с системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) и систему катализаторов снижения уровня оксидов озота (SCR NOx).
E9 – данная категория относится к современным высоконагруженным дизельным двигателя спецтехники оснащенных системой доочистки выхлопных газов с узлом сажевого фильтра DPF или CRT. Отвечает нормам EURO I, II, III, IV, V. Применяется для двигателей потребляющие дизельное топливо с низким содержанием серы. Масла категории E9 имеют высокий уровень производительности, защиту от коррозии, износа и отложения сажи.
Классификация по вязкости
Основным показателем моторного масла для грузовой и спецтехники является его вязкость. Определяется вязкость по классификации SAE (Society of Automotive Engineers) и разделяется на всесезонное и сезонное масло. К примеру, обозначение на канистре SAE 5W- 40 указывает на то, что масло выполняет свои функции при температуре от -25C до +35C. Смазка с такими характеристиками используется в странах, где есть переменчивый климат. Сезонное масло обозначается как пример, SAE 30 и SAE 0W. Масла с пометкой SAE 30, или другим классом вязкости является летним моторным маслом для двигателей, работающих при высоких температурах. SAE 0W с окончанием «W (Winter)» является зимним моторным маслом, которое предусмотрено при минусовых температурах, вплоть до -40C, с улучшенным холодным пуском двигателя.
Более подробно узнать о вязкости и классификациях вы можете в нашей статье «Моторные масла, вязкость, классы и допуски».
Типы масел для спецтехники
Тип моторного масла также является одним из самых важных аспектов при выборе для своей техники. Разделяется смазка на три типа: минеральное, полусинтетическое и синтетическое масло.
Минеральное масло изготавливается полностью из нефтепродуктов и имеет более низкую стоимость по сравнению с двумя другими. Применяется в изношенных дизельных двигателях старого образца, так как вязкость минерального масла выше и лучше справляется уплотнением зазоров, что позволяет снизить расход топлива и повысить компрессию. Но минералка требует более частой замены.
Полусинтетическое масло изготавливается путем смешивания минерального и синтетического маслом. Таким образом, данное масло является золотой серединой между минеральным и синтетическим маслом, как по характеристикам, так и по его стоимости. Рекомендуется применять полусинтетику в технике со средним износом.
Синтетическое масло изготавливается с помощью синтеза химических элементов. Такое масло обладает более высокой текучестью, защитой от коррозии, высокой температурной стойкостью и длительным сроком эксплуатации. Но стоит учесть, что высокие характеристики данного масла имеют высокую цену. Применяется в современных новых двигателях.
Интересно знать!
Миф о гидрокрекинговом масле.
Многие считают и даже утверждают, что гидрокрекинговое масло относится к полусинтетике, так как получено из нефтепродуктов. Но это не так! Компания ExxonMobil в 1997 году являлась лидером по продаже масел на основе 4 группы, к которой относятся синтетические моторные масла, подала в суд на компанию Castrol которая указала на канистре с гидрокрекинговом маслом пометку синтетика, утверждая то что они обманывают потребителя и не может считаться синтетическим маслом, так как его происхождение из нефтепродуктов. Ведь не удивительно, цена на синтетику Кастрол в разы дешевле и это повлияло на репутацию ExxonMobil. В защиту стала компания производителя базы SK Lubricants, ведь это они основатели данной технологии. При гидрокрекинге не получается базовое масло, а получается топливо. Твердый остаток от топлива проходит через катализаторы никеля и кобальта, в итоге выходит процесс каталитической изодепарафинизации (VHVI). После всех доводов и анализов суд определил, что в процессе каталитической изодепарафинизации происходит синтез новых веществ и это вещество можно назвать синтетическим. В этом же году API и SAE ввели новые стандарты и определения среди синтетических масел. Проигравшая компания ExxonMobil чтобы выделится начала печатать на своих канистрах FULLY SYNTETIC (Полностью синтетика), а за маслами гидрокрекинга плотно закрепилось право называться синтетикой.
Миф о дополнительных присадках.
Большинство считает, что моторное масло выполняет только защиту от износа деталей мотора, но на самом деле оно выполняет смазывание и охлаждение. Также многие не понимают, что современные масла имеет пакет присадок, в который могут входит от 10 до 15 типов присадок различных свойств. Они разрабатываются таким образом, что бы удовлетворить потребности двигателя, а дополнительно доливать какие либо присадки могут отодвинуть на задний план свойства уже присутствующих присадок и снизить их эффективность. Поэтому не рекомендуется доливать в мотор другие присадки, даже если будет мега реклама и гарантия продления срока службы двигателя. Ведь производитель присадки не знает состав масла которое вы заливаете в свой автомобиль!