Назначение колесного диска заключается в том, что он служит соединительным звеном между шиной и ступицей. Хорошо подобранные диски увеличивают срок службы трансмиссии, позволяют более рационально расходовать топливо, обеспечивают безопасность на дороге. Кроме того, эта деталь играет важную роль при тюнинге автомобиля, придавая транспортному средству индивидуальность и привлекательность.
Разновидности колесных дисков
В зависимости от материала, из которого сделаны колесные диски, они делятся на два больших типа:
- стальные (штампованные) диски;
- легкосплавные диски – из сплавов алюминия и магния (литые и кованые).
Стальные диски получили наибольшее распространение среди тех автомобилистов, которые предпочитают бюджетный подход при выборе комплектующих для автомобиля.
Части такого диска (тарелку и обод) штампуют из листовой стали, а затем соединяют между собой с помощью сварки. Такой способ производства стальных дисков очень дешевый, но при этом дает довольно качественный результат. Благодаря этому большинство новых автомобилей бюджетного сегмента в первичной комплектации имеют именно стальные диски.
Таким образом, достоинствами стальных дисков являются:
- низкая цена из-за простоты изготовления;
- высокая прочность: при сильном ударе стальной диск не разрушается, а деформируется, мнется, благодаря чему повышается безопасность автомобиля;
- возможность восстановления стального диска после повреждения: вмятины можно восстановить прокаткой, а трещины - сваркой.
Однако при всех своих достоинствах стальные диски имеют и существенные недостатки:
- относительно большой вес, что отрицательно влияет на эксплуатационные характеристики автомобиля;
- слабая коррозионная стойкость: быстрее всего поддаются коррозии диски, покрытые электрофорезом и эмалью;
- непривлекательный устаревший дизайн и низкая точность изготовления, которая может привести к проблемам с балансировкой.
Легкосплавные диски, в отличие от штампованных, по целому ряду параметров существенно лучше последних.
В зависимости от материала, из которого изготовлен диск, легкосплавные диски делятся на алюминиевые и магниевые, а от технологии изготовления - на литые и кованные.
Можно сказать, что недостатки стальных дисков отражают достоинства легкосплавных дисков, а именно:
- легкость легкосплавных дисков (уменьшается вес неподрессоренных частей автомобиля, что способствует более плавному ходу, улучшению динамики авто, а значит увеличивается срок службы двигателя и уменьшается расход топлива);
- высокая точность изготовления;
- обеспечение лучшего отвода тепла от тормозных механизмов благодаря лучшему обдуву и высокой теплопроводности легких сплавов;
- высокая коррозионная устойчивость благодаря образованию пленки оксида алюминия;
- привлекательный внешний вид и многообразие дизайнерских решений.
Легкосплавные диски в зависимости от способа изготовления делятся на литые и кованные.
Литые диски имеют зернистую внутреннюю структуру металла, которая приводит к накоплению микротрещин в диске, как видимых, так и невидимых. Это процесс может привести к тому, что при сильном ударе литой диск может расколоться.
Недостатки литых дисков:
- необходимость защиты поверхности литого диска, т.к. покрывшись белесой пленкой оксида алюминия, диск утратит товарный вид;
- хрупкость литого диска: с этим недостатком борются путем увеличения толщины стенок, что снижает легкость веса диска.
Как уже говорилось выше, легкосплавные диски изготавливают из алюминиевых и магниевых сплавов. Поэтому нужно отметить, что литые магниевые диски, хоть и обладают большей прочностью и легкостью по сравнению с алюминиевыми аналогами, но имеет низкую пластичность и очень низкую коррозионную стойкость. К тому же магниевые диски имеют очень высокую стоимость. Поэтому такие диски изготавливаются в небольших количествах в основном, как дорогой тюнинговый вариант.
Кованые диски обладают исключительно высокой прочностью и жесткостью конструкции. Такие диски выдерживают сильнейшие удары и при этом не лопаются, как литые диски, а только гнутся без образования трещин. Теоретически можно помять кованный диск, но раньше разлетится подвеска, чем погнется закраина кованого колеса. К тому же, эти диски легче литых.
Кованые диски превосходят литые диски и по коррозионной стойкости.
Самым существенным недостатком кованого диска является его высокая цена из-за сложности технологии производства. Именно этот недостаток мешает занять кованным дискам лидирующее место на рынке легкосплавных дисков для авто.
Сравнивая между собой легкосплавные диски только по техническим параметрам, можно сказать, что: литой магниевый диск - самый легкий, но хрупкий и коррозионно неустойчивый; литой алюминиевый диск - средний по сочетанию качеств; кованый алюминиевый диск - легкий и прочный; кованый магниевый диск - сверх легкий и сверхпрочный.
Но действительность такова, что автолюбители при выборе дисков часто руководствуются финансовым критерием. Поэтому магниевые диски - это экзотика, которую могут себе позволить только владельцы спортивных или люксовых машин. А автолюбителям, для которых машина является, в первую очередь, средством для передвижения, а не составляющей имиджа, советуем подбирать легкосплавные литые диски для своего авто.