Сердце автомобиля - двигатель, который не может работать без смазки, т.е. соответствующего моторного масла. Существует великое множество двигателей, отличающихся по предназначению, условиям эксплуатации, размеру и материалам, из которых они изготовлены. Для обеспечения оптимальной работы разных двигателей создано не меньшее количество различных моторных масел. И, чтобы продлить срок службы двигателя вашего автомобиля, важно правильно выбрать моторное масло.
Свойства и функции моторных масел
Одной из самых важных характеристик моторных масел является их вязкость. Выполняя свою главную задачу, масло образует тонкую смазочную пленку на поверхности соприкасающихся деталей двигателя. Смазывание будет тем лучше, чем толще будет пленка, т.е. чем выше показатель вязкости масла. Однако, одновременно, при очень высоком показателе вязкости масла увеличиваются потери мощности за счет трения. А это, в свою очередь, будет затруднять запуск двигателя и приводить к увеличению расхода топлива.
Выбирая оптимальное моторное масло для вашего автомобиля нужно помнить, что в зависимости от температуры вязкость моторного масла меняется: чем ниже температура масла, тем выше его вязкость, а при повышении температуры вязкость уменьшается.
Таким образом, для выполнения своих функций в двигателе и других системах автомобиля моторное масло должно обладать двумя противоположными свойствами:
- иметь хорошую текучесть, чтобы хорошо смазывать все внутренние движущиеся детали двигателя при любых температурах (особенно зимой в морозы);
- образовывать тонкую смазочную пленку на поверхности металла, т.е. прилипать - это свойство имеет особенно важное значение при самых высоких температурах при сильных нагрузках на двигатель (летом в жару).
Фактически, чтобы обладать первым свойством моторное масло обязано быть очень жидким, а для обладания вторым - максимально густым. Решить это противоречие можно разными путями. Для смазывания двигателя можно использовать так называемые "летние" и "зимние" масла, отличающиеся по своим свойствам. Другой вариант решения проблемы - это использование модификаторов вязкости - загущающих присадок.
Модификаторы вязкости при низких температурах не меняют текучесть масла, а начинают "работать" при повышении температуры, обеспечивая загущение масла. Именно благодаря использованию этих присадок так широко применяются всесезонные масла.
Классификация моторных масел по SAE
Моторные масла классифицируют по различным параметрам: по назначению и качеству, т.е. по эксплуатационным свойствам, а также по вязкостно-температурным свойствам.
Существует несколько классификаций моторных масел по эксплуатационным свойствам: ACEA, API, ILSAC, JAS. Помимо этих систем классификации известные изготовители автомашин и техники (OEM) и Военное ведомство США (MIL) предъявляют свои требования (спецификации) к качеству моторных масел.
Классификация по всемирно признанной системе SAE (Society of Automotive Engineers - американское Ассоциация Автомобильных Инженеров) характеризует такие свойства масла, как текучесть и вязкость.
SAE выделяет классы вязкости масел в зависимости от сезона: зимние. летние и всесезонные. К зимним классам вязкости относятся 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, а к летним - 20, 30, 40, 50 и 60.
Буква "W" (Winter) обозначает зимние классы вязкости. Вязкость масла тем выше, чем больше число, обозначающее класс масла.
Всесезонные масла имеют сдвоенный номер: первая цифра говорит о минимальном значении динамической вязкости масла при низких температурах, а вторая - показывает диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С, который характеризует соответствующий класс вязкости летнего масла.
Картинка. Типичные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых зимних, летних и всесезонных масел
Диапазоны температур, обеспечивающие работоспособность моторного масла определенного класса по классификации SAE, сильно отличаются для двигателей разных конструкций. Они зависят от многих технических характеристик двигателя, таких как: мощность стартера, минимальная пусковая частота вращения коленчатого вала, которая необходима для запуска двигателя, производительность масляного насоса, гидравлическое сопротивление масло приемного тракта и многих других технологических, конструктивных и эксплуатационных фактов (технического состояния авто, качества топлива, и др.)
Вот некоторые практические советы по подбору моторного масла по вязкости:
- для нового двигателя (пробег авто меньше 25% от ресурса двигателя) - используйте масла классов SAE 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
- для технически исправного двигателя (пробег авто 25-75% от ресурса двигателя) - используйте зимой масла классов - 10W-30 и 5W-30, летом SAE 15W-40 и 10W-40, всесезонно - SAE 5W-40;
- старый двигатель (пробег авто более 75% отресурса двигателя ) - используйте зимой масла классов SAE 5W-40 и SAE 10W-40, летом - SAE 20W-40 и 15W-40, всесезонно - SAE 5W-40.