Автомобильные фильтры играют важную роль в обеспечении надежности и безопасности работы авто. Чтобы двигатель нормально работал, его нужно обеспечить топливом, маслом и чистым воздухом. Воздушный фильтр как раз и обеспечивает именно чистоту воздуха. Он задерживает частички пыли и грязи и увеличивает срок службы топливной системы.
Ездить с "забитым" воздушным фильтром - себе дороже. Так, из-за переобогащения рабочей смеси снижаются динамические свойства двигателя и увеличивается расход топлива. К тому же, в забитом фильтре количество доступных для прохождения воздуха участков на много меньше, чем нужно. Поэтому они подвергаются большей нагрузке (в несколько раз!). А это значит, что фильтр может прорваться в любой момент.
Чтобы избежать такой проблемы, нужно следить за исчерпанием ресурса воздушного фильтра, вовремя его менять и покупать фильтры, имеющие повышенную пылеемкость и прочность фильтроэлемента.
В современных автомобилях чаще всего используются одноразовые воздушные фильтры. Они отличаются надежностью эксплуатации и могут задерживать из проходящего воздуха до 100% пыли. Такие фильтры не нуждаются в техническом обслуживании, а просто без лишних хлопот заменяются при исчерпании своего ресурса.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра изготавливается из специальной гофрированной бумаги и похож на меха аккордеона. Такое его строение обеспечивает увеличение площади фильтрации при сохранении пропускной способности, а кроме этого - увеличивает срок службы воздушного фильтра. Бумага обладает очень сложной структурой волокон, которая дает возможность фильтру задерживать в себе самые мелкие частицы грязи и пыли. При этом сохраняется хорошая пропускная способность воздуха. Бумага как материал обладает еще одним важным качеством - стойкостью к воздействию используемых в двигателе агрессивных жидкостей ( бензина, охлаждающей жидкости, масла). При чем чаще всего бумага подвергается воздействию не самих жидкостей, а их испарений. Для повышения стойкости бумаги к воздействию агрессивных сред ее пропитывают специальными химическими веществами.
Если воздушный фильтр не справляется со своими задачами, пыль попадает в камеру сгорания и в масло. В результате происходит ускорение износа поршневой группы (в 5-8 раз), имеет место повышение расхода топлива и потеря мощности.
Следует отметить особую опасность использования «реанимированных» фильтров. С целью экономии многие автолюбители прочищают, продувают и промывают воздушные фильтры. Но "на глаз" определить работоспособность фильтра невозможно. Безупречно чистый внешний вид воздушного фильтра еще не говорит о его работоспособности. Важно помнить, что при эксплуатации машины в сложных условиях требуется более частая замена воздушного фильтра.
Если сравнить стоимость дорогостоящего ремонта сложных агрегатов автомобиля, которые вышли из строя по причине загрязнения воздушной, масляной или топливной системы, то банальная своевременная замена воздушного фильтра покажется очень большой экономией.
Практические советы по эксплуатации воздушных фильтров:
1. При обнаружении разрывов или других механических повреждений фильтрующего элемента воздушный фильтр необходимо срочно заменить.
2. Если фильтрующий элемент подвергся сильному воздействию агрессивных сред и стал загрязненным и разбухшим, он может стать причиной многих неприятностей, т.к. уменьшается пропускная способность воздуха, что может повлечь за собой переобогащение рабочей смеси, потерю мощности двигателя, увеличение токсичности выхлопных газов. При разрушении фильтра куски бумаги могут попасть в воздушный коллектор или диффузор карбюратора и перекрыть доступ воздуха в двигатель.
3. В случае замены воздушного фильтра и его последующей эксплуатации часто допускается ошибка - неплотное прилегание крышки воздушного фильтра к ободу корпуса, которая приводит к попаданию нефильтрованного воздуха в двигатель.