Все ли масла одинаковы? При отсутствии специальных знаний или какого-либо опыта по уходу за автомобилем и его двигателем, выбор моторного масла может стать большой проблемой. Неверный выбор существенно сократит срок жизни мотора и предоставит вам много проблем в будущем.
Чем же моторное масло так важно для двигателя? При работе, поверхности многих деталей плотно взаимодействуют друг с другом и для снижения силы трения, которая при этом возникает, и предназначено моторное масло. Оно положительно сказывается на длительности жизни двигателя и качестве его работы.
Не думайте, что все моторные масла одинаковые и отличаются только наклейкой на упаковке, это абсолютно не верно. Самое большое отличие начинается еще на базовой основе, которая бывает минеральной, синтетической и полусинтетической.
Так в чем же отличие между минеральными и синтетическими маслами?
- Минеральные масла производятся из нефтепродуктов и отличаются высокой испаряемостью, так же их характеристики очень нестабильны. Такое масло быстро густеет при минусовой температуре, а достигая точки кипения - засоряет двигатель продуктами, которые выделяются при сгорании. Для компенсации этих недостатков в масло добавляют различные присадки в количестве около 12% от общей массы.
- Синтетическое моторное масло является результатом химического синтеза и было создано для того, чтобы избавиться от всех негативных качеств минерального. Плюсами такого масла является почти полное отсутствие окисления, оно не вступает в реакцию с материалами внутренних деталей двигателя. Так же в синтетические масла изначально добавляют многочисленные присадки, благодаря которым уменьшается расход топлива, а при морозах масло густеет меньше минерального, что облегчает запуск двигателя зимой.
- Полусинтетические моторные масла, как ясно из названия, являются смесью из двух предыдущих видов. Их обычное соотношение - 50-60% минеральное, 40-50% синтетическое. Уже из самого названия понятно, что такое масло лучше минерального, но хуже синтетического.
Следующим различием для моторных масел идет вязкость, как одно из важнейших свойства масел. При низких температурах масло должно быть достаточно жидким, чтобы осуществить холодный старт двигателя и обеспечить беспрепятственную работу насоса. При высокой температуре оно должно быть достаточно густым, чтобы надежно компенсировать трение между деталями и поддерживать необходимый уровень давления в системе.
В зависимости от своей вязкости при различных температурных диапазонах масло делится на несколько видов:
-
зимнее - облегчает холодный старт, но не гарантирует качественное смазывание при разогретом двигателе;
-
летнее - отлично показывает себя при высоких температурах, но если температура ниже ноля, то холодный запуск затруднителен;
-
всесезонные - обладают плюсами, как летних, так и зимних масел, благодаря чему уверенно вытесняют их с рынка;
Определить вязкость масла и его рабочие температуры можно по его маркировке (классификации SAE), такой как: 5W 30, 10W 40, 20W 50, SAE 30 и т.п.
Понять это обозначение достаточно легко, цифра 5W указывает температуру, при которой возможно проворачивание двигателя при запуске, а также возможность прокачки масла по масляным каналам. Идущая второй цифра 30 указывает на вязкость масла при нагреве двигателя, чем выше эта цифра, тем гуще масло при рабочей температуре.
Моторные масла также группируются по качеству и обозначаются двумя видами классификаций: американской API и европейской ACEA.
Маркировка API выглядит таким образом: API SJ для бензиновых двигателей, API CF-4 для дизельных и API SJ/CF-4 для масел, которые можно использовать в обоих типах двигателей.
Классы ACEA выглядят более разнообразно: A1/B1-04, C1-04, E6-04, где буквы обозначают тип автомобиля в котором они применяются (C1-04), цифра обозначает свойства данного масла (C1-04), а следом идет год принятия категории (C1-04).
Следующей группой идут допуски производителей. Если говорить простым языком, то допуски масел, это совокупность всех качеств, которые считаются обязательными для моторного масла, которое будет использоваться в двигателях данного производителя. Если масло сертифицировано каким-либо производителем, информация об этом обязательно указывается на этикетке.
Самой важной информацией на которую вы должны полагаться при выборе моторного масла, является спецификация производителя вашего автомобиля, которую вы сможете найти в сервисной книжке.
Определившись с тем, какое именно моторное масло подходит для вашего авто, можно присмотреться и к конкретным производителям. Нет смысла перечислять всех, но выделить пятерку самых ходовых все же можно.
Начать стоит с американской торговой марки Mobil, о которой слышали даже далекие от автомобильной тематики люди. Такие масла, как Mobil Super 2000 X1 10W-40 и Mobil Super 2000 X1 Diesel 10W-40 являются примером качества, инновационных технологий и, к сожалению, высокой цены. Самые лучшие впечатления от моторных масел Mobil может испортить только покупка подделки.
Не хуже себя зарекомендовала и торговая марка Castrol из Великобритании, что отлично продемонстрирует моторное масло Castrol EDGE 5W-30. О великолепном качестве говорит и то, что масла от Castrol входят в начальную комплектацию у многих производителей авто.
Такие моторные масла, как Shell Helix Diesel HX7 10W-40 и Shell Helix HX8 5W-40 демонстрируют близкое к идеальному сочетание цены и качества.
Очень широкий выбор масел предоставляет марка XADO, от самых дешевых минеральных (XADO Atomic Oil SG/CF-4 Silver 10W-40), до высококачественных синтетических (XADO Atomic Oil SL/CF 0W-40).
Какого именно производителя масла выбрать, решать только вам.
Процесс замены моторного масла.
Для начала нужно определить, как часто двигатель вашего авто нуждается в замене масла? Рекомендуемый период для замены масла - 10 тыс. км пробега, но эта цифра может измениться, в зависимости от рекомендаций производители конкретно вашей машины, качества масла и топлива, а так же условий эксплуатации двигателя.
Сделать замену моторного масла вы можете несколькими способами: на СТО, в пункте замены масла или сделать это самостоятельно. Вариант с СТО является более дорогим, но там вам смогут дополнительно сделать диагностику ходовой, за небольшую доплату. Самую быструю замену масла вам сделают на пункте замены, что вполне логично. Ну и самый дешевый вариант - самостоятельно это самостоятельно. Если вы решите положиться на специалистов СТО или пункта замены, то саму процедуру вам смогут сделать двумя способами - вакуумно или традиционно, оба способа имеют свои плюсы и минусы.
При вакуумной замене масла нет нужды снимать с двигателя защиту, сам процесс пройдет быстрее и обойдется вам дешевле. Но у этого способа есть и минусы - все осадки и отложения останутся на своих местах, да и масла внутри останется больше, чем при традиционном сливе.
При замене масла традиционным способом машина загоняется на подъемник, это делает возможным осмотр днища и ходовой части на предмет поломок. Так же машину можно будет наклонять в разные стороны для более лучшего слива масла. Такой метод является довольно долгим и грязным.
Если вы решили заменить масло самостоятельно, то вам понадобятся подъемник или эстакада, пустая емкость для отработанного масла, новый фильтр (Установка нового фильтра является обязательной при каждой замене масла!), перчатки, щуп для замера, а так же ключ, чтобы вы смогли открутить масляный фильтр. Учитывайте, что вам придется лезть под машину и одевайтесь соответственно. Замену масла лучше всего производить в закрытом и чистом помещении, что никакая грязь не попала внутрь, это может способствовать более быстрому износу деталей. Перед сливом масла двигатель необходимо прогреть, а еще лучше немного проехаться, это взболтает осадок и сделает масло более жидким, что сильно облегчит процедуру слива.
Если вы уверенны, что подготовили все необходимое и уже прогрели двигатель, то можно загонять авто на эстакаду и начинать слив масла.
Подставьте заранее приготовленную тару под сливную пробку и открутите ее. Делать это лучше всего в резиновых перчатках, так как масло довольно горячее и вы рискуете получить ожег. Пока масло сливается, вы можете заняться заменой фильтра. Обычно фильтр легко выкручивается рукой, но если у вас возникли проблему, то воспользуйтесь съемником для масляных фильтров.
Если есть возможность, поменяйте несколько раз наклон машины, это позволит слить максимально возможное количество масла. После того, как вы убедились, что с процедурой слива закончено - закрутите пробку обратно.
Следующим этапом будет заливка нового масла. Чтобы не разбрызгивать масло мимо горловины, заливайте его через воронку, при это держа его плашмя, параллельно к земле. Убедитесь, что машина стоит ровно и проверьте щупом уровень масла, он должен быть почти на максимуме. Процедура замены масла успешно окончена. После первой поездки желательно еще раз проверить уровень масла, остановив двигатель и подождав 10 минут.
Не бойтесь делать замену масла самостоятельно, это не только сэкономит вам деньги, но и принесет чувство удовлетворения от хорошо проделанной работы.